Основные новости Ассоциации
2020

В онлайн формате прошла сессия "Экспортный и транзитный потенциал МТК" Север-Юг" (обновлено)

18 ноября состоялась онлайн-сессия "Экспортный и транзитный потенциал МТК "Север-Юг". Формирование глобальных цепочек поставок", организатором которой выступила ассоциация «Афанасий Никитин». 

В прямом эфире с трансляцией по всему миру были подняты вопросы экспортно-импортного потенциала МТК «Север-Юг», сетевой организации кластерного производства экспортно-ориентированной продукции АПК в Волго-Каспийском регионе, инвестиционного потенциала логистических и инфраструктурных проектов, создание инфраструктурного каркаса международного сотрудничества на основе кооперации стран-участниц МТК «Север-Юг», возможности увеличения эффективности коридора, расширения товарных групп поставок, увеличения объемов грузоперевозок, а также запуск цифровых систем  работы МТК «Север-Юг».

В рамках сессии приняли участие представители государственных и коммерческих предприятий, институтов развития и научно-исследовательских организаций. 
Открыл мероприятие приветственным словом Потапенко Дмитрий Владимирович – президент ассоциации «Афанасий Никитин», управляющий партнер консалтинговой группы «Агроинвестсервис». Он рассказал о проекте «Афанасий Никитин», а также актуальности затронутой сессией темы. «С момента принятия правительствами нескольких стран решения о запуске коридора МТК «Север-Юг» прошло уже 20 лет. За это время произошли огромные экономические, климатические и геополитические преобразования и изменения. И судьба коридора «Север-Юг» легче не стала. Коллеги, которые примут участие сегодня в качестве спикеров помогут нам понять историю этого коридора, его логику, его востребованность, которая предопределила те цели, к которым идет страна, а именно к выходу урожая на 200 млн тонн и к перемещению центра тяжести зернопроизводства из ЮФО в Поволжье и предуральскую Россию. Цели эти рано или поздно выльются в кризис перепроизводства, к которому ни страна, ни МТК «Севре-Юг» сегодня не готовы. Наше экспертное сообщество, разумеется, не может заменить ни государство, ни руководство субъектов, ни профильные ведомства, ни крупных инвесторов или банковские структуры, но может оказать важное содействие в идентификации проблем, которые требуют синхронизованных действий всех участников процесса. Если при осуществлении любых проектов или вложении любых инвестиций в МТК «Север-Юг» не учитывать десятки новых, актуальных обстоятельств, либо будут потери, либо пробуксовки при реализации проектов. Что мы сейчас и наблюдаем. Также важно, чтобы при наращивании урожая в Повольжье и экспорте продукции АПК в наши целевые направления маржа наших зернопроизводителей распределялась достойно и с перспективой роста, с выгодой для всех участников процесса, а не только для крупных трейдеров, судовладельцев и портовых компаний», – подчеркнул Д.В. Потапенко. 

Модератором сессии выступила Кириллова Алевтина Григорьевна – руководитель проекта по развитию экспортной логистики АО «Российский Экспортный Центр», ученый секретарь Научно-технического совета ассоциации «Афанасий Никитин». Предваря выступления спикеров сессии, Алевтина Григорьевна в своём докладе Алевтина Григорьевна подчеркнула нарастающую сегодня актуальность МТК «Север-Юг» соединяющего страны Северной Европы и центральные регионы России с Индией и другими странами Южноазиатской ассоциации регионального сотрудничества, являющимися крупным сегментом мирового рынка (1,6 млрд. человек) и одним из центров глобального экономического роста. По словам А.Г. Кирилловой стратегическая роль международных транспортных коридоров для России  заключается в формировании транспортных осей, способствующих выравниванию уровней развития регионов, увязывающих и объединяющих российское экономическое пространство; повышении роли России в формировании транзитных грузо- и пассажиропотоков, связывающих Европу со странами АТР, Ближнего и Среднего Востока, страны Азии - с Северной Америкой; реализации геоэкономических и конкурентных преимуществ России и создании на этой основе системы мощного экономического роста. «Актуальными задачами дальнейшего развития коридора «Север-Юг» являются обновление нормативной правовой базы и ее кооперация и координация с международными правовыми актами; техническое проектирование национальных и международных сегментов цифровой логистики транспортных коридоров; реализация совместных пилотных проектов, моделей «сквозных маршрутов и тарифов», – подчеркнула А.Г. Кириллова. В конце выступления А.Г. Кириллова рассказала о программах транспортного субсидирования от РЭЦ, особо отметив необходимость паритетных субсидий от стран-участниц МТК «Север-Юг», а также о возможностях многочисленных систем центра от сертификации и лицензирования, до финансовых, кредитных и страховых сервисов для экспортёров.

Дискуссия была продолжена докладом Караваева Александра Валерьевича – научного сотрудника Института экономики РАН, эксперта международного дискуссионного клуба «ВАЛДАЙ». А.В. Караваев сделал обзор ключевых внутренних и международных документов в значительной степени определяет нынешнюю российскую стратегию развития МТК «Север-Юг», а также о перспективах развития инфраструктурного каркаса и увеличения товаропотока по коридору. «Современная транс региональная инфраструктура – это сочетание множества интересов, это десятки крупных международных субъектов торговли и операторов, ответственных за разные участки пути. Если первоначальное развитие этого коридора около 20 лет назад мыслилось как система ж/д артерий, то в последующие годы стало понятно, что этот глобальный проект надо рассматривать именно как коридор развития, особенно после того, когда 10 лет назад стало ясно, как будет развиваться китайская инфраструктура транзита через страны Евразии. Учитывая обсуждаемые нами документы и стратегии развития, можно говорить о сочетании отраслевых интересов и попытки суммировать их в политический конспект. Со временем, когда возможности транзита России и сопредельных стран будут увеличиваться в процессе гармонизации законодательства и реальной административной практики, а также практического взаимодействия крупных логистических операторов, мы сможем создать не только политические, но и объективные условия для того чтобы увеличить потоки грузов по данному коридору. Это позволит не только ориентироваться на тот объем грузов, который идет благодаря импульсу от китайской экономики, но и выстроить реальные связи с Индией и регионом юго-восточной Азии вне зависимости от потока китайских товаров», – пояснил А.В. Караваев. 

Точку зрении Индии на текущие проблемы и перспективы развития МТК «Север-Юг» в своём докладе осветил г-н Кумар Маниш – Заместитель председателя Комиссии по внешнеэкономическим связям с Индией Московской торгово-промышленной палаты, член Исполнительного совета Федеральной банковской ассоциация евразийского сотрудничества, Президент компании «Солтекс Групп». По словам г-на Маниша К. безусловное и значительное преимущество данного коридора для индийской экономики в целом и индийских компаний в частности – это сокращение времени транзита грузов (15-20 дней) и ускорение доступа на целевые связанные рынки. По словам спикера, полноценное функционирование этого международного коридора будет стимулировать процесс заключения соглашений о свободной торговле между Индией и европейскими странами, а также будет способствовать формированию региональных торговых союзов. «В настоящее время существует ряд нерешенных проблем, препятствующих активному использованию МТК «Север-Юг» индийскими компаниями. Среди них: отсутствие единого логистического оператора мирового класса с признанной репутацией, проблема безопасности и сохранности грузов, отсутствие надежных механизмов страхования, проблема сбалансированности объемов и структуры грузопотоков в обоих направлениях коридора. Решение данных проблем требует активного участия и взаимодействия правительств заинтересованных стран. Необходим пакет стимулирующих мер на государственном уровне для снижения рисков и повышения доверия бизнеса к данному маршруту», – подчеркнул Маниш К.  

Дискуссию продолжил Машков Николай Алексеевич – Председатель Комиссии по внешнеэкономическому сотрудничеству с партнерами в Иране Московской торгово-промышленной палаты. В докладе Н.А. Машков осветил вопросы стратегического развития МТК «Север-Юг», имеющих первостепенное значение для Ирана, проблематику и сложности формирования внутренней инфраструктуры, экономики и внешних факторов, оказывающих влияние на перспективы совместного использования данного транспортного коридора. В рамках выступления спикера было акцентировано внимание на возможностях интеграции российского бизнеса в инфраструктуру иранского участка, а также на текущих рисках, местных инструментах поддержки и защиты иностранных инвесторов, действующих в настоящее время.

«Сегодня Иран создаёт свою инфраструктуру за счёт международных и внутренних инвесторов. Часть сооружений инфраструктуры отдана заинтересованным странам. Например, южный порт Чабахар развивает индийские компании, внутренняя инфраструктура развивается при поддержке китайских инвесторов, а северная часть железных дорог строится при поддержке российских компаний. Сегодня Иран готов предоставить желающим вкладывать в инфраструктуру инвесторам достаточно хорошие гарантии возврата капитала при хорошей правовой базе. Ключевые проекты для инвестирования – это проекты, связанные с развитием потовой инфраструктуры, перевалочных баз, внутренней автомобильной сети, созданием технических предприятий, которые будут обслуживать данную инфраструктур. Все эти наращиваемые мощности становятся определённым драйвером развития не только самого Ирана, но и гарантией стабильности работы МТК «Север Юг», – подчеркнул Н.А. Машков. В заключении своего доклада спикер рассказал о перспективах использования внутреннего и транзитного потенциала Ирана в качестве партнера для реализации российской экспортной продукции.

Иранская повестка сессии была продолжена выступлением г-на Гешлаги Мостафа Телебпура – Советника доктора Саида Амир-Хоссейна Газизаде Хашеми, первого заместителя председателя исламского парламента Ирана, Руководителя Секретариата проекта «Афанасий Никитин» в Иране. 
Г-н Мостафа Телебпур рассказал о преимуществах МТК «Север-Юг» с точки зрения Ирана, который в силу географического расположения и транзитного потенциала является связующим звеном между странами Европы и Северного прикаспийского региона с одной стороны, и странами Персидского залива и Южной Азии – с другой стороны. «Данный маршрут имеет несколько узлов пересечения с другими транспортными коридорами между Европой и Центральной Азией, такими как ТРАНСЕКА и АЛТИД. При этом транзит грузов через иранские порты позволяет владельцам грузов получать преимущество за счет низкой стоимости портовых, складских и транспортных услуг в Иране.  Также выгодной может быть и переработка сырья на территории Ирана благодаря низкому уровню производственных затрат. 

Важными элементами инфраструктуры МТК Север-Юг на территории Ирана являются морские порты Амирабад, Энзели, Нушахр (Каспийское море). Бендер Аббас (Персидский залив) Чахбахар (Оманский залив) и ряд других портов.  Благодаря усилиям Иранского правительства и бизнеса осуществляется постоянная модернизация и наращивание мощностей данных портов. Во всех упомянутых портах действуют свободные экономические зоны, предоставляющие значительные льготы клиентам и инвестрам», – отметил г-н Мостафа Телебпур. Своё выступление он завершил информацией о технических характеристиках и специфических преимуществах 12 иранских портов, находящихся в зоне МТК «Север-Юг». 

О проекте «Афанасий Никитин» и его роли в содействии развитию МТК «Север-Юг» рассказал Гоц Игорь Геннадьевич – управляющий директор ассоциации «Афанасий Никитин». По словам И.Г. Гоца природно-климатические, экономические и технологические особенности МТК «Север-Юг» являются основой для формирования устойчивых торговых и кооперационных связей между странами ЕАЭС и Индией, Ираном, другими странами южной Азии. 

Главная идея проекта «Афанасий Никитин» - создание международных цепочек поставок в агросекторе в зоне МТК «Север-Юг». «Ключевым звеном проекта «Афанасий Никитин» является трансконтинентальная агро-логистическая система «от Казани до Мумбаи», способная аккумулировать, перемещать и дистрибутировать большие массы продукции АПК (зерно, растительное масло, мука, комбикорма). Главными элементами, на которое опирается проект «Афанасий Никитин» выступают: Консорциум независимых производителей продукции АПК из стран ЕАЭС и экспорт на основе долгосрочных контрактов с конечными потребителями; Сеть независимых портовых зерновых терминалов и шипинговых компаний; Цифровая платформа, обеспечивающая синхронность действий десятков независимых компаний-участников проекта. При реализации нашего проекта мы ориентируемся на целевые государственные задачи, обозначеные для реализации к 2030 году, а именно экспорт из стран ЕАЭС зерна и продуктов его переработки по маршрутам МТК «Север-Юг» в объеме 15 млн. т и возвращение в оборот залежных земель в странах ЕАЭС зоне МТК «Север-Юг» в размере3-5 млн. га», – резюмировал в своём выступлении И.А. Гоц. 

Транспортно-логистический блок сессии открыл своим докладом Иванов Аркадий Иванович - директор по развитию ООО «Трансазия Логистик», руководитель комитета по логистике ассоциации «Афанасий Никитин». Он обрисовал геополитическую ситуацию, сложившуюся с коридором «Север-Юг», акцентировав внимание на большую зависимость дальнейшего развития проекта от ряда геополитических факторов, таких как выборы в США и предполагаемых шагах новой администрации в отношении антииранских санкций; реализации конкретного сотрудничества с коллегами из Ирана, как главенствующий фактор самого функционирования коридора; окончания войны в Карабахе и появившейся перспективы возможного возобновления ж/д дороги на Джульфу(Нахичевань), как самого быстрого проекта по началу работу ж/д коридора СНГ-Персидский залив. «К сожалению, констатируем факт, что сегодня коридор «Север-Юг» не работает как целостная система, запущены лишь отдельные его фрагменты. Нет инвестиций в инфраструктуру из-за низкой технической базы, нужных для реализации необходимых инфраструктурных проектов, что само по себе приводит к высоким издержкам и, как следствие, не обеспечиваются необходимые логистические потоки. Что крайне необходимо реализовать для нормального функционирования МТК «Север-Юг»? Построить специализированный флот под российским флагом, который будет работать только на Каспии, чтобы обеспечить уход от всех санкций судовладельцам, создать привлекательный ж/д тариф на Астару, привлекать различных ж/д операторов к проекту. Отдельно хотелось отметить острую необходимость государственных дотаций для работы по данному направлению, как это делает Китай для своих транспортных коридоров», – отметил в конце своего выступления А.И. Иванов. 

Диалог по теме транспортно-логистического ресурса и потенциала развития МТК «Север-Юг» продолжился выступлением Багиновой Ирины Антоновны – Начальника отдела мультимодальных перевозок АО «РЖД Логистика». «Компания РЖД «Логистик» активно развивает западную ветку транспортного коридора. Объёмы перевозке грузов растут и в целом по сети, и у АО РЖД «Логистик» в частности. У МТК «Север-Юг» безусловно есть потенциал и определенные преимущества, но существует и проблематика, которая заставляет выбирать наиболее оптимальные сервисы при работе с грузопотоками. Но несмотря на сложности, этот маршрут имеет колоссальную политическую поддержку на уровне первых лиц государства. В 2019 году состоялась встреча на уровне министров транспорта России, Ирана и Азербайджана, создана рабочая группа по оптимизации грузов и инфраструктуры, в 2020 году мы провели множество онлайн-заседаний рабочих групп и на уровне железнодорожных администраций и на уровне межправкомиссий прикаспийских государств. В ноябре текущего года МТК «Север-Юг» был добавлен в пункт повестки российско-индийского стратегического взаимодействия. Однако вопрос необходимости проработки программ паритетного субсидирования со стороны прикаспийских государств, причем не только в части транспортного звена, но и в части вагонных составляющих и контейнерного оборудования до сих пор не решён.  Также хочу отдельно отметить вопрос обратной загрузки составов для оптимизации расходов на логистику по МТК «Север-Юг», – отметила И.А. Багинова. Также Ирина Антоновна рассказала о планах АО «РЖД Логистика» по запуску регулярного контейнерного сервиса, который будет связывать Россию и Индию по западной ветке МТК «Север-Юг». С индийской стороны партнером компании выступит КОНКОР (Container Corporation of India) – крупнейший контейнерный оператор с собственным парком оборудования и терминалами. КОНКОР будет выступать единым окном для индийских грузоотправителей и оказывать логистическую поддержку в Индии в рамках данного сервиса.

О создании комплексной цифровой модели (двойника) МТК «Север-ЮГ» рассказал Куприяновский Василий Павлович – Заместитель директора центра высокоскоростных и цифровых систем Российского университета транспорта (МИИТ), член Научно-технического совета ассоциации «Афанасий Никитин». Маршрут МТК«Север —Юг» предполагает использование различных видов транспорта, которые необходимо интегрировать с целью оптимизации стоимости перевозки и взаимодействия с другими коридорами. По словам спикера, основой управления транспортных коридоров являются цифровые системы управления транспортом, обеспечивающие соблюдение единых правил и норм коридора, прохождение границ, синхромодальность и переход к физическому интернету ЕС к 2030 году. Эти системы сами развиваются в направлении цифрового двойника. «Сегодня в Европейском союзе накоплен опыт практического применения технологии цифровых двойников для планирования и управления Трансъевропейской транспортной сетью(TEN-T), включающей автомобильных и железных дорог, аэропортов и водной инфраструктуры.  Коридор Страсбург –Дунай (также известный как коридор Сена –Дунай) –TEN-T 10 из десяти приоритетных осей Трансъевропейской транспортной сети может рассматриваться как наиболее близкий аналог МТК «Север-ЮГ». В России технологии цифрового двойника применяются Росатомом при проектировании Северного морского пути. Северный Морской Транзитный Коридор (СМТК), хоть пока и не приобрёл статуса международного, но уже проектируется по самым строгим требованиям и технологиям, одновременно выдвигая требования как к его физической части и схемам движения, так и к цифровой модели. Эта методология может быть также адаптирована к задачам цифрового моделирования МТК Север-Юг», – отметил В.П. Куприяновский. 

Завершилась сессия темой инвестирования в транспортно-логистические проекты и выступлением Ореханова Сергея Владимировича – директора Ассоциации участников инновационного и венчурного финансирования, заместителя руководителя Экспертного совета по инвестиционным проектам Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, члена Научно-технического совета ассоциации «Афанасий Никитин».
«Инфраструктурные проекты отличаются широким объемом по времени и границам, имеют высокую капиталоёмкость и большое число участников, курируются государством, но тем не менее движущей силой их реализации выступают частные инвестиции. К сожалению, исходя из специфики и ограничений самого МТК «Север-Юг», подготовка проекта со стороны фаундера для поиска инвестиций здесь по стандартной схеме здесь не будет вполне эффективной. Инфраструктурные проекты, реализуемые в рамках этого транспортного коридора должны готовиться для инвестора не в общем, скажем так по стандартной схеме, а под инвестиционные продукты конкретных банков, под конкретные меры поддержки», –подчеркнул С.В. Ореханов. По итогу выступления спикера было принято решение сделать базу максимально актуальных и интересных для инвесторов проектов, которые планируются к реализации в зоне МТК «Север-Юг». 

Зрители приняли активное участие в мероприятии, задавая вопросы и получая ответы от спикеров в онлайн-режиме через специализированную форму непосредственно во время трансляции сессии.

Сессия прошла в рамках ежегодного форума «Международный день импорта и экспорта», прошедшего в онлайн-формате с 18 по 20 ноября 2020 г. В двух параллельных онлайн-залах форума собрались экспортеры и импортеры более чем из 50 субъектов РФ, а также из 30 стран мира. В мероприятии приняли участие более 3000 зрителей. Среди спикеров и слушателей мероприятия эксперты и зарубежные партнёры из стран Ближнего Востока, СНГ, Европы, Африки, Азии, Канады и Австралии. В повестке осенней сессии форума были рассмотрены актуальные инструменты для успешной работы экспортеров, подняты острые вопросы рынка экспорта, импорта, логистики и организации поставок. Организаторами форума «Международный день импорта и экспорта» выступили Ассоциация экспортеров и импортеров, МОО «Московская ассоциация предпринимателей», Ассоциация «Афанасий Никитин», Торгово-промышленная палата Российской Федерации, ООО «Деловая Россия», ООО МСП «Опора России», российские и международные объединения предпринимателей.

Оператор форума - Enframe.ru.
2020-11-19 16:04