«Каспийский вестник» - Интегрирующий потенциал транспортно-логистической инфраструктуры городов Прикаспийского региона
28 — 29 сентября в Астраханском государственном университете состоялся международный форум «Перспективы развития сотрудничества между породнёнными городами стран Прикаспийского региона». В форуме принимали участие видные российские эксперты, представители научного сообщества, общественных организаций, отечественные и зарубежные представители администраций породнённых городов Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана, представители федеральных министерств и ведомств, а также органов власти субъектов Российской Федерации. В ходе мероприятия участники обсудили возможности реализации имеющегося потенциала побратимских связей городов из стран Прикаспийского региона, направления международного муниципального сотрудничества городов-побратимов и перспективы развития механизмов разностороннего взаимодействия породнённых городов стран Прикаспийского региона.
С докладом на тему «Международный интегрирующий потенциал транспортно-логистической инфраструктуры городов Прикаспийского региона в рамках проекта «Афанасий Никитин»» выступил Игорь Геннадьевич Гоц — управляющий директор одноимённой ассоциации.
Редакция портала «Каспийский вестник» приводит выдержки из выступления спикера, предоставленные пресс-службой Ассоциации «Афанасий Никитин».
Прежде всего, Игорь Гоц охарактеризовал потенциал и преимущества которые даёт МТК «Север-Юг» для социально-экономического развития прикаспийских стран и городов. Они в целом заключаются в следующем:
коридор затрагивает все прикаспийские страны, соединяет Индию и страны ЕС с общим рынком более 2 млрд человек;
даёт синергетический эффект для социально-экономического развития регионов и городов, вовлеченных в создание, обслуживание и использование транспортно-логистической инфраструктуры МТК;
представляет по сути экономическую базу для развития всех форм международного сотрудничества, в том числе между городами – узловыми точками МТК.
Проект МТК «Север-Юг» в широком смысле – это не только транспортные пути и сооружения, но также и система промышленных, сельскохозяйственных, транспортно-логистических, строительных и сервисных бизнесов, вовлекаемых в орбиту обслуживания и использования международного товарного потока, которые выступают как катализатор экономического роста в широкой полосе примыкающих регионов и формируют потенциал ускоренного развития данных территорий.
Вместе с тем, Игорь Гоц констатировал, что МТК «Север-Юг» пока не работает. Сформировался некий «порочный круг» — в связи с тем, что нет грузопотока, не поступают инвестиции в развитие инфраструктуры, низкая техническая база, в свою очередь, обуславливает высокую стоимость логистики, итог – отсутствие грузопотока.
При этом в условиях глобализации устойчивый грузопоток образуется в рамках глобальных цепочек международной кооперации (Global Value Chains), которые:
интегрируют производство, логистику, переработку и дистрибуцию продукта на рынках конечного потребления;
интегрируют товарные, финансовые, инвестиционные и информационные потоки;
выступают драйвером развития связанных отраслей, регионов и инфраструктуры.
Созданию такой глобальной цепочки призван содействовать агро-логистический проект «Афанасий Никитин».
Целями этого проекта являются:
возрождение исторического традиционного торгового пути, соединяющего Поволжские регионы России с Индией, Ираном и странами Индийского океана,
развитие многосторонней международной кооперации и торговли аграрной и промышленной продукцией,
использование возможностей международного транспортного коридора «Север-Юг».
География проекта
Производственно-ресурсная база: среднее и нижнее Поволжье, включая Нижегородскую область, Южный Урал (Башкирия, Челябинск, Оренбург, Курган), восточная часть Ставропольского края и Северного Кавказа. В перспективе, по мере развития интеграционных процессов рамках ЕврАзЭС предполагается подключение северо-западных областей Казахстана. Это регионы, имеющие большой потенциал роста производства зерна и другой продукции, который, в настоящее время сдерживается из-за транспортно-логистического фактора.
Зона транзита: Волго-Камский бассейн, зона Волго-Донского канала, акватория Каспийского моря, сухопутные обходы Каспийского моря по территории Азербайджана (западная ветка) и Казахстана и Туркмении (восточная ветка), территория Ирана, морские порты на иранском побережье Каспийского моря и Индийского океана
Зона потребления: Ирак, страны Персидского залива, Афганистан, Пакистан, Индия, страны Восточной Африки
Предпосылки и потенциал формирования глобальной цепочки кооперации
Потенциал производства:
географическая зона проекта «Афанасий Никитин» — один из крупнейших аграрных регионов России, полностью обеспеченный земельными, водными, энергетическими и трудовыми ресурсами;
около 10 млн. га залежных земель, выбывших из оборота после 1991 года. При наличии драйверов спроса и доступной логистики могут быть возвращены в сельскохозяйственный оборот;
потенциальный профицит зерна до 20 млн. т Рост производства за счет повышения урожайности и возвращения в оборот залежных земель. С учетом полного насыщения внутреннего рынка практически весь дополнительный объем зерна может быть направлен на экспорт.
Потенциал потребления
неустранимая нехватка продовольствия. Из 800 миллионов голодающих и недоедающих людей большинство живет в целевых странах проекта Афанасий Никитин: Восточная Африка, Индия, Пакистан;
+ 1,5 миллиарда человек к 2050 году, преимущественно в Южной Азии и Африке;
превращение крупных стран региона из нетто экспортеров в нетто-импортеры продовольствия. Сегодня – Китай, завтра — Индия, Пакистан, Малайзия, Индонезия и другие страны с быстро растущей экономикой.
Транспортно-логистический потенциал:
существующая сеть транспортных артерий, соединяющих регионы производства (РФ и ЕврАзЭС) с регионами потребления (бассейн Индийского океана) нуждается в модернизации и развитии;
традиционный Волго-Каспийский водный путь. Река Волга традиционно являлась ключевой транспортной артерией Европейской части России. В советский период общий грузооборот внутреннего водного транспорта РСФСР достигал 250 млрд. т-км, в том числе грузооборот по Волго-Камскому бассейну составлял около 100 млрд. т-км. К настоящему времени грузооборот внутреннего водного транспорта РФ сократился более чем в три раза по сравнению с 1985 г. Вместе с тем, основные элементы созданной в советский период инфраструктуры частично сохранились и могут быть вовлечены в деловой оборот;
развитая сеть железных и автомобильных дорог;
модернизация портовой, железнодорожной и автодорожной инфраструктуры Ирана;
встречный поток товаров из Ирана, Индии и других стран региона в страны ЕврАзЭС и ЕС. Сокращение времени транспортировки грузов по сравнению с морскими маршрутами на 50% востребовано. Улучшение экономики проекта за счет полной загрузки транспортной системы.
Принципы построения проекта «Афанасий Никитин»
Кооперационный проект, открытый для новых участников
Проект не подконтролен какой-либо одной корпорации или государству, что должно обеспечивать соблюдение прав и интересов всех участников проекта независимо от их масштаба или юрисдикции. Проект предполагает объединение усилий бизнеса при политической поддержке государственных и муниципальных органов стран-участниц, а также использование моделей частно-государственного партнерства,
Цифровизация и современные технологии
Конкурентоспособность проекта на глобальном рынке может быть обеспечена только за счет применения наиболее эффективных технологий по всей цепочке кооперации, а также синхронизации и оптимизации отдельных бизнес-процессов в рамках единой цифровой платформы
Интеграция инвестиционных потоков и капиталов. Перекрестные инвестиционные потоки и взаимопроникновение капиталов обеспечивают баланс интересов всех участников цепочки и долгосрочную устойчивость проекта
Структура проекта «Афанасий Никитин»
«Производство и контрактация продукции АПК»: сеть фермерских компаний и хозяйств, в том числе кооперативы и МСП, осуществляющие производство и поставку сельскохозяйственной продукции на экспорт на основе контрактных обязательств;
«Порты и элеваторы»: сеть припортовых накопительных и перевалочных элеваторных комплексов в Волго-Каспийском бассейне, зерновые терминалы на побережье Каспийского моря и Индийского океана;
«Зернофлот»: сеть шипинговых компаний, (70-80 судов класса река-море общим тоннажом 350-400 тыс.тонн) обеспечивающих транспортировку зерна водным транспортом по коридору Волга – Каспийское побережье Ирана; В стадии подготовки находится стартовая программа строительства 10 судов класса река-море;
«Иран-транзит»: прием, транзит и переработка зерна на территории Ирана для последующей его продажи в третьи страны;
Международная торговая компания: осуществляет продажу и дистрибуцию зерна и продуктов его переработки. Целевыми рынками являются Иран, Индия, страны Персидского залива, Восточной Африки и южной части Центральной Азии. Проект предусматривает совместное участие российских и зарубежных компаний в строительстве и эксплуатации логистических хабов, центров переработки и дистрибуции в регионах конечного потребления российского продовольствия;
Цифровая информационно-ресурсная диспетчерская «Афанасий Никитин». Цифровая платформа, обеспечивающая эффективное планирование и взаимодействие участников и всех направлений проекта.
Целевые параметры проекта «Афанасий Никитин»
экспорт зерна 15 млн.т., в том числе через морские порты Ирана в направлении Индии и стран бассейна индийского океана 10 млн.т.
транспортировка водным транспортом по маршруту Волга-Каспий до каспийских портов Ирана 8 млн.т
транспортировка ж/д транспортом всех направлений до границы Ирана 7 млн.т.
производство зерна, связанное с выполнением контрактов АН 20 млн.т.
земельный банк, используемый для производства 6 млн.га
Текущий статус проекта
С целью реализации многосторонних задач проекта, была создана ассоциация «Афанасий Никитин». Ассоциация «Афанасий Никитин» – это некоммерческое объединение российских и иностранных предпринимателей, коммерческих структур и предприятий, государственных органов, научных и общественных организаций, заинтересованных в развитии производства и экспорта сельскохозяйственной и промышленной продукции с использованием потенциала Волго-Каспийского региона и связанных с ним международных транспортно-логистических коридоров.
В Ассоциации сформирован Стратегический совет, в который вошли известные государственные и общественные деятели, совместно определяющие стратегические цели и направления реализации Проекта; сформирована рабочая группа специалистов – Экспертный совет, обладающих практическим опытом реализации крупномасштабных проектов в соответствующих отраслях стран целевых регионов, созданы комитеты, объединяющие представителей компаний, организаций и ведомств, заинтересованных в участии в проекте.
В стадии разработки и реализации находится серия международных инвестиционных проектов, направленных на построение глобальных цепочек поставок продовольствия с участием компаний и бизнес-объединений России, Ирана, Индии, КНР, стран Персидского Залива, в том числе:
модернизация и строительство сети речных и морских зерновых портовых терминалов на реке Волга, на российском и иранском побережье Каспийского моря;
постройка серии специализированных грузовых судов для обеспечения перевозок по маршруту Волга-Каспий;
участие российского бизнеса в создании зернового хаба в порту Чахбехар – стратегически важном узле МТК «Север-Юг» на иранском побережье Индийского океана.
Роль транспортно-логистической инфраструктуры городов Прикаспийского региона и возможности ее развития в рамках проекта «Афанасий Никитин»
Ключевое звено проекта «Афанасий Никитин» — трансконтинентальная агро-логистическая система «от Казани до Мумбаи», способная аккумулировать, перемещать и дистрибутировать большие массы продукции АПК (зерно, растительное масло, мука, комбикорма Суммарно до 15 млн.тонн)
Главными элементами этой системы являются:
сеть речных и морских портовых зерновых терминалов и элеваторов;
сеть шипинговых и транспортных компаний;
цифровая платформа, обеспечивающая синхронность действий десятков независимых компаний-участников проекта.
Все основные элементы агро-логистической системы базируются в городах, используют транспортную, энергетическую и цифровую инфраструктуру городов и сами являются элементами этой инфраструктуры.
Портовые зерновые терминалы (ПЗТ)
общая сумма планируемых инвестиций 300 млн. долларов США , распределенная между 15-19 городами;
предварительные договоренности с внешними инвесторами об участии в программе на условиях софинансирования;
экспертный совет Ассоциации «Афанасий Никитин» проводит детализацию транспортно-логистической схемы проекта и определение оптимального размещения ПЗТ на российской территории с учетом технической готовности, наличия инфраструктуры, затрат на модернизацию, юридического качества активов, мотивации владельцев и других факторов;
Ассоциация «Афанасий Никитин» заинтересована в содействии со стороны руководства прибрежных городов в определении оптимальных точек размещения ПЗТ и других объектов логистики.
Зернофлот
общая потребность в грузовых судах типа «река-море» составляет 70-80 единиц в дополнение к имеющемуся парку судов Волго-Каспийском бассейне;
расчетная потребность в постройке новых судов с учетом физического износа и выбытия имеющегося парка 30-40 единиц с суммарным объемом инвестирования порядка 400 млн. долларов США;
ассоциация «Афанасий Никитин» ведет переговоры с пулом зарубежных инвесторов о софинансировании стартовой серии 10 единиц;
ассоциация «Афанасий Никитин» проводит консультации с судовладельцами с целью выбора базовой шипинговой компании для стартового проекта постройки новых судов;
В завершении своего выступления относительно тематики Международного форума породнённых городов стран Прикаспийского региона в Астрахани Игорь Гоц отметил:
городские власти, бизнес-сообщества и социумы объективно заинтересованы в создании и развитии глобальных цепочек международной кооперации (Global Value Chains), использующих их транспортно-логистическую инфраструктуру. Это инвестиции, рабочие места, импульс развития смежных отраслей промышленности и бизнеса;
городские власти, бизнес-сообщества и социумы городов-побратимов могут многое сделать для реализации проектов глобальных цепочек международной кооперации, в том числе оказать информационную, административную и политическую поддержку, создать атмосферу доверия и благоприятной бизнес-среды, координировать и синхронизировать планы развития транспортно-логистической инфраструктуры в рамках сообщества городов-побратимов, вовлеченных в проекты глобальных цепочек международной кооперации.
В качестве заключения было также отмечено, что проект «Афанасий Никитин» – один из примеров тех возможностей, которые открываются в рамках реализации стратегии развития магистральной инфраструктуры международной торговли и кооперации для вовлеченных стран, регионов и городов.
«Ассоциация «Афанасий Никитин» открыта для сотрудничества с администрациями городов-побратимов прикаспийских стран, российскими и иностранными предпринимателями, общественными организациями и государственными органами, заинтересованными в развитии интеграционных агро логистических проектов с использованием международного транспортного коридора «Север-Юг»», — резюмировал управляющий директор Ассоциации.