Ассоциация в СМИ

«Каспийский вестник» - Интегрирующий потенциал транспортно-логистической инфраструктуры городов Прикаспийского региона

28 — 29 сентября в Астраханском государственном университете состоялся международный форум «Перспективы развития сотрудничества между породнёнными городами стран Прикаспийского региона». В форуме принимали участие видные российские эксперты, представители научного сообщества, общественных организаций, отечественные и зарубежные представители администраций породнённых городов Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана, представители федеральных министерств и ведомств, а также органов власти субъектов Российской Федерации. В ходе мероприятия участники обсудили возможности реализации имеющегося потенциала побратимских связей городов из стран Прикаспийского региона, направления международного муниципального сотрудничества городов-побратимов и перспективы развития механизмов разностороннего взаимодействия породнённых городов стран Прикаспийского региона.

С докладом на тему «Международный интегрирующий потенциал транспортно-логистической инфраструктуры городов Прикаспийского региона в рамках проекта «Афанасий Никитин»» выступил Игорь Геннадьевич Гоц — управляющий директор одноимённой ассоциации.

Редакция портала «Каспийский вестник» приводит выдержки из выступления спикера, предоставленные пресс-службой Ассоциации «Афанасий Никитин».

Прежде всего, Игорь Гоц охарактеризовал потенциал и преимущества которые даёт МТК «Север-Юг» для социально-экономического развития прикаспийских стран и городов. Они в целом заключаются в следующем:

  • коридор затрагивает все прикаспийские страны, соединяет Индию и страны ЕС с общим рынком более 2 млрд человек;
  • даёт синергетический эффект для социально-экономического развития регионов и городов, вовлеченных в создание, обслуживание и использование транспортно-логистической инфраструктуры МТК;
  • представляет по сути экономическую базу для развития всех форм международного сотрудничества, в том числе между городами – узловыми точками МТК.

Проект МТК «Север-Юг» в широком смысле – это не только транспортные пути и сооружения, но также и система промышленных, сельскохозяйственных, транспортно-логистических, строительных и сервисных бизнесов, вовлекаемых в орбиту обслуживания и использования международного товарного потока, которые выступают как катализатор экономического роста в широкой полосе примыкающих регионов и формируют потенциал ускоренного развития данных территорий.

Вместе с тем, Игорь Гоц констатировал, что МТК «Север-Юг» пока не работает. Сформировался некий «порочный круг» — в связи с тем, что нет грузопотока, не поступают инвестиции в развитие инфраструктуры, низкая техническая база, в свою очередь, обуславливает высокую стоимость логистики, итог – отсутствие грузопотока.

При этом в условиях глобализации устойчивый грузопоток образуется в рамках глобальных цепочек международной кооперации (Global Value Chains), которые:

  • интегрируют производство, логистику, переработку и дистрибуцию продукта на рынках конечного потребления;

  • интегрируют товарные, финансовые, инвестиционные и информационные потоки;
  • выступают драйвером развития связанных отраслей, регионов и инфраструктуры.

Созданию такой глобальной цепочки призван содействовать агро-логистический проект «Афанасий Никитин».
Целями этого проекта являются:

  • возрождение исторического традиционного торгового пути, соединяющего Поволжские регионы России с Индией, Ираном и странами Индийского океана,

  • развитие многосторонней международной кооперации и торговли аграрной и промышленной продукцией,
  • использование возможностей международного транспортного коридора «Север-Юг».


География проекта

Производственно-ресурсная база: среднее и нижнее Поволжье, включая Нижегородскую область, Южный Урал (Башкирия, Челябинск, Оренбург, Курган), восточная часть Ставропольского края и Северного Кавказа. В перспективе, по мере развития интеграционных процессов рамках ЕврАзЭС предполагается подключение северо-западных областей Казахстана. Это регионы, имеющие большой потенциал роста производства зерна и другой продукции, который, в настоящее время сдерживается из-за транспортно-логистического фактора.

Зона транзита: Волго-Камский бассейн, зона Волго-Донского канала, акватория Каспийского моря, сухопутные обходы Каспийского моря по территории Азербайджана (западная ветка) и Казахстана и Туркмении (восточная ветка), территория Ирана, морские порты на иранском побережье Каспийского моря и Индийского океана

Зона потребления: Ирак, страны Персидского залива, Афганистан, Пакистан, Индия, страны Восточной Африки


Предпосылки и потенциал формирования глобальной цепочки кооперации

Потенциал производства:

  • географическая зона проекта «Афанасий Никитин» — один из крупнейших аграрных регионов России, полностью обеспеченный земельными, водными, энергетическими и трудовыми ресурсами;
  • около 10 млн. га залежных земель, выбывших из оборота после 1991 года. При наличии драйверов спроса и доступной логистики могут быть возвращены в сельскохозяйственный оборот;
  • потенциальный профицит зерна до 20 млн. т Рост производства за счет повышения урожайности и возвращения в оборот залежных земель. С учетом полного насыщения внутреннего рынка практически весь дополнительный объем зерна может быть направлен на экспорт.

Потенциал потребления

  • неустранимая нехватка продовольствия. Из 800 миллионов голодающих и недоедающих людей большинство живет в целевых странах проекта Афанасий Никитин: Восточная Африка, Индия, Пакистан;

  • + 1,5 миллиарда человек к 2050 году, преимущественно в Южной Азии и Африке;
  • превращение крупных стран региона из нетто экспортеров в нетто-импортеры продовольствия. Сегодня – Китай, завтра — Индия, Пакистан, Малайзия, Индонезия и другие страны с быстро растущей экономикой.

Транспортно-логистический потенциал:

  • существующая сеть транспортных артерий, соединяющих регионы производства (РФ и ЕврАзЭС) с регионами потребления (бассейн Индийского океана) нуждается в модернизации и развитии;

  • традиционный Волго-Каспийский водный путь. Река Волга традиционно являлась ключевой транспортной артерией Европейской части России. В советский период общий грузооборот внутреннего водного транспорта РСФСР достигал 250 млрд. т-км, в том числе грузооборот по Волго-Камскому бассейну составлял около 100 млрд. т-км. К настоящему времени грузооборот внутреннего водного транспорта РФ сократился более чем в три раза по сравнению с 1985 г. Вместе с тем, основные элементы созданной в советский период инфраструктуры частично сохранились и могут быть вовлечены в деловой оборот;
  • развитая сеть железных и автомобильных дорог;
  • модернизация портовой, железнодорожной и автодорожной инфраструктуры Ирана;
  • встречный поток товаров из Ирана, Индии и других стран региона в страны ЕврАзЭС и ЕС. Сокращение времени транспортировки грузов по сравнению с морскими маршрутами на 50% востребовано. Улучшение экономики проекта за счет полной загрузки транспортной системы.


Принципы построения проекта «Афанасий Никитин»

Кооперационный проект, открытый для новых участников

Проект не подконтролен какой-либо одной корпорации или государству, что должно обеспечивать соблюдение прав и интересов всех участников проекта независимо от их масштаба или юрисдикции. Проект предполагает объединение усилий бизнеса при политической поддержке государственных и муниципальных органов стран-участниц, а также использование моделей частно-государственного партнерства,

Цифровизация и современные технологии

Конкурентоспособность проекта на глобальном рынке может быть обеспечена только за счет применения наиболее эффективных технологий по всей цепочке кооперации, а также синхронизации и оптимизации отдельных бизнес-процессов в рамках единой цифровой платформы

Интеграция инвестиционных потоков и капиталов. Перекрестные инвестиционные потоки и взаимопроникновение капиталов обеспечивают баланс интересов всех участников цепочки и долгосрочную устойчивость проекта


Структура проекта «Афанасий Никитин»

  • «Производство и контрактация продукции АПК»: сеть фермерских компаний и хозяйств, в том числе кооперативы и МСП, осуществляющие производство и поставку сельскохозяйственной продукции на экспорт на основе контрактных обязательств;

  • «Порты и элеваторы»: сеть припортовых накопительных и перевалочных элеваторных комплексов в Волго-Каспийском бассейне, зерновые терминалы на побережье Каспийского моря и Индийского океана;
  • «Зернофлот»: сеть шипинговых компаний, (70-80 судов класса река-море общим тоннажом 350-400 тыс.тонн) обеспечивающих транспортировку зерна водным транспортом по коридору Волга – Каспийское побережье Ирана; В стадии подготовки находится стартовая программа строительства 10 судов класса река-море;
  • «Иран-транзит»: прием, транзит и переработка зерна на территории Ирана для последующей его продажи в третьи страны;
  • Международная торговая компания: осуществляет продажу и дистрибуцию зерна и продуктов его переработки. Целевыми рынками являются Иран, Индия, страны Персидского залива, Восточной Африки и южной части Центральной Азии. Проект предусматривает совместное участие российских и зарубежных компаний в строительстве и эксплуатации логистических хабов, центров переработки и дистрибуции в регионах конечного потребления российского продовольствия;
  • Цифровая информационно-ресурсная диспетчерская «Афанасий Никитин». Цифровая платформа, обеспечивающая эффективное планирование и взаимодействие участников и всех направлений проекта.


Целевые параметры проекта «Афанасий Никитин»

  • экспорт зерна 15 млн.т., в том числе через морские порты Ирана в направлении Индии и стран бассейна индийского океана 10 млн.т.

  • транспортировка водным транспортом по маршруту Волга-Каспий до каспийских портов Ирана 8 млн.т
  • транспортировка ж/д транспортом всех направлений до границы Ирана 7 млн.т.
  • производство зерна, связанное с выполнением контрактов АН 20 млн.т.
  • земельный банк, используемый для производства 6 млн.га


Текущий статус проекта

С целью реализации многосторонних задач проекта, была создана ассоциация «Афанасий Никитин». Ассоциация «Афанасий Никитин» – это некоммерческое объединение российских и иностранных предпринимателей, коммерческих структур и предприятий, государственных органов, научных и общественных организаций, заинтересованных в развитии производства и экспорта сельскохозяйственной и промышленной продукции с использованием потенциала Волго-Каспийского региона и связанных с ним международных транспортно-логистических коридоров.

В Ассоциации сформирован Стратегический совет, в который вошли известные государственные и общественные деятели, совместно определяющие стратегические цели и направления реализации Проекта; сформирована рабочая группа специалистов – Экспертный совет, обладающих практическим опытом реализации крупномасштабных проектов в соответствующих отраслях стран целевых регионов, созданы комитеты, объединяющие представителей компаний, организаций и ведомств, заинтересованных в участии в проекте.

В стадии разработки и реализации находится серия международных инвестиционных проектов, направленных на построение глобальных цепочек поставок продовольствия с участием компаний и бизнес-объединений России, Ирана, Индии, КНР, стран Персидского Залива, в том числе:

  • модернизация и строительство сети речных и морских зерновых портовых терминалов на реке Волга, на российском и иранском побережье Каспийского моря;

  • постройка серии специализированных грузовых судов для обеспечения перевозок по маршруту Волга-Каспий;
  • участие российского бизнеса в создании зернового хаба в порту Чахбехар – стратегически важном узле МТК «Север-Юг» на иранском побережье Индийского океана.


Роль транспортно-логистической инфраструктуры городов Прикаспийского региона и возможности ее развития в рамках проекта «Афанасий Никитин»

Ключевое звено проекта «Афанасий Никитин» — трансконтинентальная агро-логистическая система «от Казани до Мумбаи», способная аккумулировать, перемещать и дистрибутировать большие массы продукции АПК (зерно, растительное масло, мука, комбикорма Суммарно до 15 млн.тонн)

Главными элементами этой системы являются:

  • сеть речных и морских портовых зерновых терминалов и элеваторов;

  • сеть шипинговых и транспортных компаний;
  • цифровая платформа, обеспечивающая синхронность действий десятков независимых компаний-участников проекта.

Все основные элементы агро-логистической системы базируются в городах, используют транспортную, энергетическую и цифровую инфраструктуру городов и сами являются элементами этой инфраструктуры.


Портовые зерновые терминалы (ПЗТ)

image

  • общая сумма планируемых инвестиций 300 млн. долларов США , распределенная между 15-19 городами;
  • предварительные договоренности с внешними инвесторами об участии в программе на условиях софинансирования;
  • экспертный совет Ассоциации «Афанасий Никитин» проводит детализацию транспортно-логистической схемы проекта и определение оптимального размещения ПЗТ на российской территории с учетом технической готовности, наличия инфраструктуры, затрат на модернизацию, юридического качества активов, мотивации владельцев и других факторов;
  • Ассоциация «Афанасий Никитин» заинтересована в содействии со стороны руководства прибрежных городов в определении оптимальных точек размещения ПЗТ и других объектов логистики.


Зернофлот

  • общая потребность в грузовых судах типа «река-море» составляет 70-80 единиц в дополнение к имеющемуся парку судов Волго-Каспийском бассейне;

  • расчетная потребность в постройке новых судов с учетом физического износа и выбытия имеющегося парка 30-40 единиц с суммарным объемом инвестирования порядка 400 млн. долларов США;
  • ассоциация «Афанасий Никитин» ведет переговоры с пулом зарубежных инвесторов о софинансировании стартовой серии 10 единиц;
  • ассоциация «Афанасий Никитин» проводит консультации с судовладельцами с целью выбора базовой шипинговой компании для стартового проекта постройки новых судов;

В завершении своего выступления относительно тематики Международного форума породнённых городов стран Прикаспийского региона в Астрахани Игорь Гоц отметил:

  • городские власти, бизнес-сообщества и социумы объективно заинтересованы в создании и развитии глобальных цепочек международной кооперации (Global Value Chains), использующих их транспортно-логистическую инфраструктуру. Это инвестиции, рабочие места, импульс развития смежных отраслей промышленности и бизнеса;

  • городские власти, бизнес-сообщества и социумы городов-побратимов могут многое сделать для реализации проектов глобальных цепочек международной кооперации, в том числе оказать информационную, административную и политическую поддержку, создать атмосферу доверия и благоприятной бизнес-среды, координировать и синхронизировать планы развития транспортно-логистической инфраструктуры в рамках сообщества городов-побратимов, вовлеченных в проекты глобальных цепочек международной кооперации.

В качестве заключения было также отмечено, что проект «Афанасий Никитин» – один из примеров тех возможностей, которые открываются в рамках реализации стратегии развития магистральной инфраструктуры международной торговли и кооперации для вовлеченных стран, регионов и городов.

«Ассоциация «Афанасий Никитин» открыта для сотрудничества с администрациями городов-побратимов прикаспийских стран, российскими и иностранными предпринимателями, общественными организациями и государственными органами, заинтересованными в развитии интеграционных агро логистических проектов с использованием международного транспортного коридора «Север-Юг»», — резюмировал управляющий директор Ассоциации.


Источник